Синдром Абсолютно Идентичных Лиц
В октябре 2012 я посетила один из своих первых уроков анимации, проводимых профессором, которым я очень восхищалась. Я поймала его во внеурочное время с просьбой прокомментировать дизайн некоторых моих персонажей. Тогда я была весьма посредственной художницей (сейчас же я чуть менее посредственна), и, когда я показала ему свои рисунки, на которых были разные персонажи с разными историями и разной внешностью, он вынес свой приговор, даже не приглядевшись к ним: ”У всех них одинаковое лицо”.
Мне пришлось признать, он был прав.
С тех пор я долго и упорно работала, чтобы мои женские персонажи больше не имели Абсолютно Идентичных Лиц. Хм… женские персонажи. Интересное уточнение, не правда ли?
Спустя несколько месяцев после того, как произошел разговор с профессором, в интернет просочились официальные дизайны персонажей «Холодного сердца» от Диснея.
Все, что мы видели раньше - концепт-арт, который настолько сильно отличался от этого, что многие, включая меня, посчитали изображения подделкой. Я была уверена, что кто-то нашел время и, поработав со скриншотами Рапунцель, выдал их за оригинальные дизайны «Холодного сердца». В конце концов, невозможно, чтобы такая крупная анимационная студия осознанно и намеренно создала бы принцесс с Абсолютно Идентичными Лицами.
И вновь… принцессы. Женские персонажи. Абсолютно Идентичные Лица. Что-то тут не так.
К сожалению, я переоценила Дисней, и оказалось, что это и впрямь дизайн персонажей. Я признаю, что есть небольшие различия между девушками из «Холодного сердца» и Рапунцель, но различий между лицами Анны и Эльзы нет. Совсем. У них одна и та же структура лица, одинаковые глаза, нос и рот… и, раз уж на то пошло, одинаковые тела, если не принимать в расчет, что Эльза немного выше. Небольшие различия наблюдаются только в цвете кожи и некоторых деталях, среди которых веснушки и макияж(который, стоит заметить, не удовлетворяет даже азам дизайна персонажей, но к этому я вернусь позже). Так как же это могло произойти? Как могла ошибка в дизайне, за которую вам сделали бы замечание на начальных уроках анимации, иметь место в крупном диснеевском релизе?
По моему мнению, дело тут не только в ограниченном времени, которое определенно было фактором при создании «Холодного сердца», или лени. Я считаю, ответ кроется в тревожащей тенденции подхода Диснея к дизайну женских персонажей.
Для начала немного контекста.
(Прежде чем мы начнем, пожалуйста, не забывайте, что, если я упоминаю какой-либо мультфильм, я говорю только об элементах дизайна, и это не имеет отношения к сюжету или моему отношению к мультфильму)
Важно понимать, что представляет собой дизайн персонажей в студии Дисней. Очевидно, будь персонажи людьми, животными или неодушевленными предметами, они в какой-то степени стилизуются. Но почему они стилизуются именно так?
Очевидно, ответ достаточно сложен и является темой нескольких десятков книг и лекций, однако я постараюсь выделить суть: главными принципами является упрощение и преувеличение. Упрощение значит, что персонаж в той или иной степени сводится к совокупности простых фигур. Различные фигуры выражают различные черты характера персонажа; треугольники отражают грубость, квадрат - силу и твердость, круги - доброту и дружелюбность и т.д. Что до преувеличения, то принцип в том, чтобы все физические черты персонажа максимально выделить. Если персонаж стройный, е_ё делают куда стройнее, чем могло бы быть в реальности. То же самое, если он_а толст_ая, высок_ая или низк_ая, коренаст_ая или долговяз_ая… красив_ая или уродлив_ая.
И в этом кроется загвоздка.
Помните, как я говорила о том, что особенности дизайна персонажей говорят об их личности? Теперь можно проследить, в чем это может быть проблематично. По существу, зритель начинает судить о моральных устоях персонажа по е_ё внешности. То есть проблема не в том, что у Диснея нет «уродливых» персонажей или персонажей, не вписывающиеся в условные рамки красоты, а в том, что все эти люди являются либо второстепенными, либо злодеями.
Зачастую злодеи обладают куда большим разнообразием лиц и тел, чем положительные персонажи (Картинка №1).
Но здесь все равно наблюдается определенная палитра: они обычно старше, обладают морщинами на лице и являются либо чрезвычайно худыми, либо очень тучными (и я нахожу весьма интересным тот факт, что в старом мультфильме Диснея «101 далматинец» Круэлла представлена «невообразимо тощей», в то время как вышеприведенные Анна и Эльза немногим её больше).
Не трудно заметить, что в случае с Гастоном эти закономерности были нарушены (Картинка №2).
И, оказывается, у его создателя были с этим проблемы:
Андреасу Дежа <…> был поручен дизайн Гастона, грубого и полного самомнения злодея из «Красавицы и чудовища». Его первые идеи были отвергнуты Джеффри Катценбергом.
- Нет, нет, он недостаточно красив, - сказал директор производства.
- Но он же злодей, - ответил Дежа. - Может, мы просто сделаем его более сильным?
Всё же Гастон не похож на Диснеевского принца: он слишком крупный и мускулистый для этого.
И теперь мы взглянем на матушку Готель (Картинка №3).
Дизайн этого персонажа вызвал во мне беспокойство с первого взгляда. Не потому, что она выглядит плохо, - это совсем не так - а потому, что злодейка показана более крупной, чем героиня, даже когда «крупнее» - намного ближе к реальным человеческим пропорциям.
Идея, как вы уже поняли, в том, что «хорошие» персонажи всегда привлекательны, а «плохие » некрасивы. Больше разнообразия можно увидеть в мультфильмах ДримВоркс, совсем немного в Пиксар, но для Диснея это правило остается нерушимым.
А так же кто-то непременно упомянет, что злодей в «Холодном сердце» не только выглядел как типичный диснеевский принц, но и действительно был принцем. Но я подчеркну, что, на мой взгляд, в «Холодном сердце» самые проблематичные дизайны персонажей на данный момент.
Как же синдром Абсолютно Идентичных Лиц связан с тенденцией злодеев быть «уродливыми», а героев - «хорошенькими»? Это становится ясно, когда мы анализируем общественное понимание этих терминов.
Читая некоторые феминистические обзоры, я заметила, что одним из наиболее распространенных критериев суждения о пропорциях персонажа является соотношение головы и талии, например: «У X голова крупнее талии!». Я не считаю это верным, так как большие головы - это лишь элемент карикатурного изображения, и у многих мужских персонажей голова тоже крупнее талии. Большие головы всегда были свойственны анимации. Я не знаю точно, почему, но это может быть связано с тем, что персонажи с большой головой выглядят приятней, так как у детей и милых животных большие головы, или же это помогает выделить черты лица, или всё вместе, или ничего из вышеперечисленного. Но большие головы имеют место быть и останутся на протяжении многих лет. Различные соотношения головы и тела также говорят о возрасте персонажа: чем ближе пропорции к реальности, тем взрослее персонаж, а большая голова и большие глаза чаще всего используются для обозначения детей. Но существует, конечно, и исключения, например, на первый взгляд Рапунцель кажется младше Золушки… но об этом позже.
Я вовсе не пытаюсь сказать, что не нахожу пропорции тел главных героинь Диснея не проблематичными. Дело в том, что, когда я вижу статьи, посвященные тому, что глаз Анны больше ее запястья, я чувствую, что они отходят от сути поставленной проблемы. У персонажей мультфильмов большая голова и большие глаза, потому что так легче делать их выразительными. Не существует простой и универсальной системы сравнения, ведь каждый анимационный фильм устанавливает свой уникальный визуальный стиль, и говорить о том, что мультфильм позиционирует как «норму», «идеал» и «уродство», можно только проанализировав дизайн персонажей по всем параметрам. Проблема не в том, что у персонажа тонкая талия или большая голова, а в том, что дизайн за дизайном эти черты представляются как идеал красоты.
Как эта тенденция вообще появилсяь? На протяжении многих лет женские персонажи Диснея имели куда более реалистичные пропорции по большей степени из-за их опоры на живых моделей и ротоскопирования. Первыми стали изменяться тела, и, пока они обретали более тонкие талии и широкие бедра, лица оставались прежними (Картинка №4).
То же можно сказать и про детей (Картинка №4).
Часто, чтобы оправдать дизайн персонажей в «Холодном сердце», люди говорят, что это просто «стиль» Диснея - рисовать все лица абсолютно одинаково, и что раньше все было точно так же. Однако они забывают, что в начале своего существования Дисней в буквальном смысле создавал основы дизайна персонажей по мере своего продвижения. В те времена анимация только начинала развиваться, и не было ни учебников, ни лекций на эту тему; все в этом деле были первопроходцами.
Но с течением времени принципы были установлены, и на примере Авроры можно видеть, что женские тела и лица всё больше стилизовались. Затем, с появлением «Русалочки», известная нам теперь формула «большая голова, большие глаза, маленькие нос и рот, тонкая талия» начала набирать обороты…
И в дальнейшем эта формула в различной степени была применена к остальным Диснеевским принцессам (Картинка №5).
Все они подходят под определенный тип дизайна женского персонажа, в чем и заключается проблема. Ключевая черта многих этих персонажей в том, что они являются прекрасными принцессами (но есть и исключения: например, Мулан, Тиана и Покахонтас, все соответствуют визуальной формуле, но их истории не привязаны к их внешности и могли бы быть рассказаны без очень привлекательной главной героини). Это говорит об определенном стандарте красоты, утверждающемся посредством повторения одного и того же дизайна с незначительными изменениями.
Однако, даже не смотря на это, у новых принцесс – «новыми» считаются все, появившиеся после «Русалочки», - не Абсолютно Идентичные Лица. И это возвращает нас к разговору о «Рапунцель» и «Холодном сердце».
На приведенном ниже изображении (Картинка №5) можно заметить, что своим дизайном Рапунцель выделяется из общей группы. Остальные принцессы далеки от реалистичности, но в сравнении с ними у Рапунцель более крупная голова и глаза и более детские черты. Что было бы неплохо, если бы Дисней не решил повторить этот же стиль в «Холодном сердце».
Видите ли, есть кое-что касаемо дизайна персонажа, что я не упоминала раньше. Это называется силуэт, и под этим подразумевается то, как различные фигуры сочетаются друг с другом, и показывает отличия между персонажами. Например, здесь (Картинка №6).
Каждый персонаж легко узнаваем. Даже если вы не знаете кого-то из них, вам абсолютно ясно, что этот и стоящий поблизости силуэты не принадлежат одному и тому же персонажу.
И поэтому ограничивать отличия своих персонажей только деталями, такими как цвет волос/глаз, прическа, веснушки, одежда и даже лицо, – не одобряется, по крайней мере в западной анимации. Как сказано в начале, за такое вам непременно сделают замечание.
Стоит заметить, что ранний концепт-арт «Холодного сердца» показывает куда более заметную разницу между двумя главными героинями (Картинка №7).
Они не только не похожи друг на друга, но и отличаются от Рапунцель. Но в конечном итоге в мультфильме мы получили это (Картинка №7).
К Анне и Эльзе можно прибавить еще и их мать, которая, по-видимому, размножается митозом без какого-либо участия мужчины (Картинка №8).
Дисней уже доказал, что они могут создавать женских персонажей, не обладающих Абсолютно Идентичными Лицами. И они создали таких персонажей для «Холодного сердца», но кто-то, вероятнее всего, кто-то из руководства, я сомневаюсь, что это мог быть создатель дизайна персонажей, сказал: «Нет, пускай они выглядят вот так». И они абсолютно точно знали, что они выглядят одинаково и очень похожи на Рапунцель, потому что любой, у кого есть глаза, может это увидеть.
И не пытайтесь сказать мне, что это потому, что они сестры. Есть множество способов показать кровное родство помимо создания персонажей с Абсолютно Идентичными Лицами. И, конечно, в реальной жизни существуют родственни_цы, не являющиеся близнецами, чьи лица очень похожи. Не стоит забывать, что Анна и Эльза не реальные люди, созданные случайными капризами биологии. Каждый аспект их внешности был создан людьми, и их внешность - результат совокупности решений, сделанных Диснеем. Но почему выбор был именно такой? Это ни в коей мере не соответствует истории, так как лицо Эльзы совершенно не подходит ни её характеру, ни голосу озвучивания. (Также достойно внимания отношение создателей к анимированию главных героинь: их мимика, особенно Эльзы, была значительно сглажена на стадии анимации, чтобы избежать растягивания лица и тем самым его «уродования», что привело к странной жесткости их лиц. Растягивание и преувеличение черт лица для лучшей передачи движения - один из основных принципов анимации. Я уверена, что Дисней отбросил его для того, чтобы женские персонажи выглядели более привлекательными).
Сейчас, когда мы отбросили лень, недостаток возможностей и требования сюжета как причины для их Абсолютно Идентичных Лиц и принимаем во внимание закономерность Диснея «хорошие персонажи = красивые, плохие персонажи = уродливые», правда становится ясна.
Рапунцель, Анна и Эльза выглядят одинаково, потому что они должны быть красивыми.
И Дисней решил, сознательно или нет, что существует только один тип красоты. Для женщин, разумеется.
Ведь не стоит забывать, что два главных мужских персонажа «Холодного сердца», которым предназначалось быть физически привлекательными, отличаются друг от друга (Картинка №9).
Как я и упоминала раньше, женские дизайны с синдромом Абсолютно Идентичных Лиц куда более распространены. Даже то, как во многих учебниках преподносится теория о дизайне женских персонажей, увеличивает вероятность попадания неопытного художника в эту ловушку.
И я догадываюсь, что Дисней шел к этому уже долгое время, а я просто не заметила тревожных знаков, появившихся с выходом «Рапунцель». Я не анализировала дизайн персонажей в этом мультфильме, если не считать моих неоднозначных чувств по отношению к изображению матушки Готель. И я не заметила тенденцию к созданию более детских лиц у принцесс. К тому же, я не видела этого изображения, опубликованного позже (Картинка №10).
Это рисунок Рапунцель, уже обладающей довольно детскими чертами, с пометками об изменениях в дизайне. Некоторые из них нейтральные, определяющие, на какую сторону будут падать её волосы, и поправки костюма… а затем мы видим «талия уже» (waist narrower) и «бедра шире» (hips wider).
По сути, я не говорю, что нереалистичный размер талии у анимированных женщин - это что-то ужасное. Они не должны выглядеть как реальные люди, так как для этого существуют фильмы.
Но я определенно нахожу проблематичным то, что дизайны «красивых» персонажей Диснея раз за разом включают в себя одинаковые черты, вплоть до того, что их тела и лица становятся абсолютно одинаковыми. Потому что это не просто вопрос эстетики. Дисней хорошо отражает устои нашего общества, поэтому не может не тревожить тот факт, что они преподносят это как красоту, не из-за того, что эти девушки нереалистичны, а из-за того, что они одинаковы. Их посыл заключается в том, что есть только один тип красоты, а это совсем не так.
Поэтому, вне зависимости от своего отношения к «Холодному сердцу», не оправдывайте дизайн персонажей. Хотя сюжет и анимация - разные части мультфильма и должны рассматриваться отдельно, они всё же должны быть связаны и составлять единое целое. Плохая анимация может испортить даже самый хороший сюжет, и наоборот.
Нужно перестать принимать за чистую монету то, что у всех принцесс Диснея одинаковые пропорции тела. Нужно прекратить оправдывать их синдром Абсолютно Идентичных Лиц. Дисней, конечно, часть бизнеса, стилизующего реальность, но в этом и суть: они должны использовать реальность в качестве отправной точки. Мир очень разнообразен, и люди в нем всех форм и размеров. Если вы хотите добавить разнообразия, то создание персонажей, действительно отличающихся друг от друга, было бы неплохим началом.
Источник - http://llamaatelopsha.tumblr.com/post/93307624094